Телефон доверия
110
Телефон доверия
Телефон доверия
110
Телефон доверия
Меню
X
Отчет о деятельности Комитета национальной безопасности РК по вопросам оказания государственных услуг за 2017 год

Согласно Закону Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях», а также постановлениям Правительства Республики Казахстан «Об утверждении реестра государственных услуг» № 983-2013 года и «Об определении лицензиаром Комитета национальной безопасности Республики Казахстан» № 589-2015 года Комитет национальной безопасности Республики Казахстан (далее – КНБ, Комитет) лицензирует следующие виды деятельности:

- разработка, производство, ремонт и реализация специальных технических средств, предназначенных для проведения оперативно-розыскных мероприятий;

- разработка и реализация (в том числе иная передача) средств криптографической защиты информации;

- оказание услуг по выявлению технических каналов утечки информации и специальных технических средств, предназначенных для проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Также выдает ряд разрешительных документов:

- выдача заключения (разрешительного документа) на ввоз,  вывоз и транзит специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами;

- выдача заключения (разрешительного документа) на ввоз, вывоз и транзит шифровальных (криптографических) средств, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами;

- проведение технического исследования на предмет отнесения товаров к СКЗИ и СТС, предназначенным для проведения оперативно-розыскных мероприятий;

- регистрация нотификаций о характеристиках товаров (продукции), содержащих шифровальные (криптографические) средства.

Данные государственные услуги регламентированы приказами Председателя КНБ № 4 - 2015 года[1], № 30 - 2015 года[2] и № 43 - 2015 года[3].

1. Анализ текущей ситуации по сравнению с предыдущим аналогичным периодом.

Деятельность лицензионного подразделения КНБ в отчетный период выстраивалась в рамках реализации стратегических программных документов по совершенствованию и развитию сферы оказания государственных услуг[4].

В течение 2017 года лицензионным подразделением Комитета в рамках совершенствования разрешительной системы проведен анализ действующих нормативных правовых актов в области лицензирования и разрешительных процедур в сфере информационной безопасности, пересмотрены основные процессы оказания государственных услуг в указанных сферах.

По результатам этой работы выработаны предложения по точечному изменению разрешительного законодательства, направленные на отмену излишних требований, предъявляемых к субъектам предпринимательства, в том числе при получении ими лицензии – разрешения первой категории – на реализацию (в том числе иную передачу) СКЗИ.

Инициированы предложения в законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования регулирования предпринимательской деятельности» (разработанный Министерством национальной экономики), по переводу разрешения на реализацию (в том числе иную передачу) СКЗИ с первой категории на вторую (внесен на рассмотрение в Мажилис Парламента Республики Казахстан). Внесение данной нормы позволит упростить требования к субъектам предпринимательства, что приведет к улучшению бизнес-климата и устранению излишних административных барьеров, в том числе по снижению бремени, связанного с лицензированием.

В случае одобрения Мажилисом Парламента Республики Казахстан указанного законопроекта будут внесены соответствующие поправки в Закон Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях». Как следствие возникнут правовые основания по расширению полномочий Комитета и для разработки/переработки следующих нормативных правовых актов:

 

 

Нормативный правовой акт

Примечание

1

Постановление Правительства «Об определении Комитета национальной безопасности Республики Казахстан разрешительным органом»  от 27 июля 2015 года № 589

Исключить реализацию (в том числе иную передачу) СКЗИ из перечня лицензируемых видов деятельности, ввести ее в перечень видов, требующих выдачу разрешений второй категории

2

Новый приказ Председателя КНБ РК

Утвердить Правила осуществления разрешительных процедур и разрешительные требования к деятельности по реализации (в том числе иной передаче) СКЗИ, где планируется ввести:

- понятия «шифровальные (криптографические) средства» и «товары, содержащие шифровальные (криптографические) средства»;

-  разрешительные требования, которые не будут превышать квалификационные требования для осуществления деятельности по реализации (в том числе иной передаче) СКЗИ.

3

Переработка приказа Председателя КНБ от 28 апреля 2015 года № 30 «Об утверждении стандартов государственных услуг, оказываемых КНБ Республики Казахстан»

Дополнить стандартом по оказанию новой государственной услуги «выдача разрешения на реализацию (в том числе иную передачу) СКЗИ»

4

Переработка приказа Председателя КНБ от 27 мая 2015 года № 43 «Об утверждении регламентов государственных услуг, оказываемых КНБ Республики Казахстан»

Дополнить регламентом оказания новой государственной услуги «выдача разрешения на реализацию (в том числе иную передачу) СКЗИ»

5

Переработка приказа Председателя КНБ от 30 января 2015 года № 4

Исключить квалификационные требования и перечень документов, подтверждающих соответствие им, для осуществления деятельности по реализации (в том числе иной передаче) СКЗИ

 

2. Основные результаты регуляторной политики.

За отчетный период приведены в соответствие с Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях» Стандарты государственных услуг, оказываемых КНБ (приказ КНБ №50нс от 17.07.17г. зарегистрирован в Министерстве юстиции).

Для упрощения административных процедур и сокращения сроков прохождения документов внесены изменения и дополнения в нормативные правовые акты КНБ по делегированию полномочий на утверждение (подписание) лицензий и разрешений в сфере лицензирования СТС и СКЗИ от Председателя КНБ - к его заместителю (по кураторству) и руководству 5 Службы, путем внесения изменений и дополнений в Регламенты государственных услуг, оказываемых КНБ (приказ КНБ №98нс от 25.10.17г. зарегистрирован в Министерстве юстиции).

Приняты меры по совершенствованию информационной системы «Государственная база данных «Е-лицензирование». По результатам встреч сотрудников лицензионного подразделения с представителями Министерства информации и коммуникаций Республики Казахстан, а также аналитиками АО «НИТ» в ИС «Е-лицензирование» внедрен форматно-логический контроль, т.е. предусмотрен критерий обязательности заполнения полей, в целях исключения отказов по неполному перечню документов, предоставляемых услугополучателями.

На основании Методики оценки качества оказания государственных услуг (утверждена совместным приказом АДГС от 9 января 2013 года № 06-7/2 и МТиК от 10 января 2013 года № 22) осуществлена оценка эффективности деятельности в сфере оказания государственных услуг.

За отчетный период КНБ оказано следующее количество государственных услуг:

№ п/п

Наименование государственной услуги

Количество услуг

за 2017 год

(за 2016 год)

1.

Выдача лицензии на разработку и реализацию (в том числе иную передачу) средств криптографической защиты информации 

250

(195)

2.

Выдача лицензии на разработку, производство, ремонт и реализацию специальных технических средств, предназначенных для проведения оперативно-розыскных мероприятий

12

(8)

3.

Выдача лицензии на оказание услуг по выявлению технических каналов утечки информации и специальных технических средств, предназначенных для проведения оперативно-розыскных мероприятий

10

(14)

4.

Выдача заключений (разрешительного документа) на ввоз, вывоз и транзит специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами

81

(150)

5.

Выдача заключений (разрешительного документа) на ввоз, вывоз и транзит шифровальных (криптографических) средств, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами

2326

(2224)

6.

Выдача заключений по техническому исследованию на предмет отнесение товаров к средствам криптографической защиты информации и специальным техническим средствам, предназначенным для проведения оперативно-розыскных мероприятий

10469 (10556)

7.

Выдача заключений по регистраций нотификаций о характеристиках товаров (продукции), содержащих шифровальные (криптографические средства)

899

(670)

Всего:

14047 (13817)

увеличение на 2 %

Государственные услуги оказываемые Пограничной службойы КНБ

(не входит в сферу контроля и надзора в соответствии

Предпринимательского Кодекса Республики Казахстан)

8.

Выдача разрешения на неоднократное пересечение Государственной границы Республики Казахстан Казахстанскими судами для ведения промысловой деятельности в территориальных водах (море), внутренних водах и на континентальном шельфе

6315

(523)

9.

Выдача пропуска на въезд и пребывание в пограничной полосе

26438 (35882)

 

10.

Выдача пропуска на выход в территориальные воды (море) и внутренние воды Республики Казахстан казахстанских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) и средств передвижения по льду

5000

(5707)

Всего:

37753 (42112) уменьшение на 11 %

 

Согласно Закону «О разрешениях и уведомлениях» (ст. 1 и 51) КНБ наделен правом осуществления разрешительного контроля в отношении субъектов, имеющих соответствующие лицензии. Контроль и надзор за деятельностью проверяемых субъектов (лицензиатов) может осуществляться, в форме проверки, порядок организации и проведения которой определяется Законом.

В соответствии с требованиями Предпринимательского Кодекса (ст. 141 и 143) для проведения проверок Комитетом разработаны и утверждены акты, касающиеся форм проверочных листов и критериев оценки степени риска (совместный приказ Председателя КНБ от 25 октября 2016 года № 72 и Министра национальной экономики от 9 ноября 2016 года № 471 «Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочных листов в сферах обеспечения информационной безопасности и специальных технических средств, предназначенных для проведения оперативно-розыскных мероприятий», зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов №14509 от 13.12.2016г.).

Вместе с тем, по результатам работы Экспертной группы по проведению масштабной ревизии контрольных и надзорных функций, созданной Правительством Республики Казахстан по поручению Главы государства, выработаны рекомендации в части перехода от выборочных проверок лицензиатов к осуществлению иной формы контроля с применением информационных инструментов (отчеты, уведомления, использование базы данных).

Данная форма контроля направлена на предупредительно-профилактическое воздействия на субъектов контроля, без посещения объектов проверки (п.п 1 п.2 ст.137 ПК) за исключением, если посещение связано с проверкой соответствия заявителя квалификационным или разрешительным требованиям до выдачи разрешения и (или) приложения к разрешению в случаях, предусмотренных Законом Республики Казахстан "О разрешениях и уведомлениях" (п.п.3 п.3 ст.137). В результате принятых предупредительно-профилактических мер в отчетный период в добровольном порядке возвращены четыре лицензии (деятельность не осуществлялось). Анализ результатов применения иных форм проверок свидетельствует о том, что в целом лицензиатами соблюдается лицензионное законодательство Республики Казахстан. В то же время отмечается несвоевременность предоставления отчетов и уведомлений, ошибки при заполнении форм и т.д. указанные недостатки исключаются путем принятия мер по профилактике и предупреждению правонарушений (информирование лицензиатов посредством писем-уведомлений, ИС «e-license», консультации по телефону). В дальнейшем практика осуществления иной формы контроля лицензиатов без посещения объекта проверки будет продолжена.

Количество штатных работников, задействованных на осуществление государственных услуг, оказываемых КНБ – 9 сотрудников (без учета сотрудников Пограничной службы КНБ).

3. Анализ эффективности применения системы оценки рисков.

В 2017 году система оценки рисков не применялось.

4. Динамика (снижение и увеличение) количественных и качественных показателей.

Общее количество оказанных услуг в 2017 году - 14047 (13817), что показывает увеличение выданных разрешительных документов на 2 %.

5. Выводы, результаты достижения цели и задач, основанных на выгодах и издержках, в результате осуществления государственного контроля и надзора в отношении субъектов предпринимательской деятельности.

В результате применения только иформационных инструментов и  принятия предупредительно-профилактических мер в отчетный период в добровольном порядке возвращены четыре лицензии (деятельность не осуществлялось). Анализ результатов применения иных форм проверок свидетельствует о том, что в целом лицензиатами соблюдается лицензионное законодательство Республики Казахстан. В то же время отмечается несвоевременность предоставления отчетов и уведомлений, ошибки при заполнении форм и т.д. указанные недостатки исключаются путем принятия мер по профилактике и предупреждению правонарушений (информирование лицензиатов посредством писем-уведомлений, ИС «e-license», консультации по телефону). В дальнейшем практика осуществления иной формы контроля лицензиатов без посещения объекта проверки будет продолжена.

6. Предложения по совершенствованию законодательства о государственном контроле и надзоре.

Отсутствуют.

7. Данные по информационным инструментам регулирующего государственного органа.

Подробная информация по применяемым Комитетом национальной безопасности Республики Казахстан информационным инструментам приведено в Приложении 3.

Перечень информационных инструментов утвержден приказом Председателя КНБ № 4 от 30 января 2015 года «Об утверждении квалификационных требований и перечня документов, подтверждающих соответствие им, для осуществления деятельности в сферах обеспечения информационной безопасности и СТС, предназначенных для проведения оперативно-розыскных мероприятий».

8. Информация о саморегулировании в отрасли.

Не применяется.

9. Информация о внедренных системных реформах регулирования в сфере предпринимательства в соответствующей отрасли, если таковые были, и приведение оценки эффективности этих реформ.

Реформ регулирования в отрасли за указанный период не проводились.

10. Информация по реализации планов государственных органов по пересмотру действующих, отмененных или измененных регуляторных инструментов.

Подробная информация изложена в пункте 1 данного отчета.

11. Информацию о проведенной реструктуризации после оптимизации регуляторных инструментов (если таковые были);

Отсутствуют.

12. Планы предполагаемых реформ в сфере регуляторной деятельности государственного органа на следующий год.

В 2018 году после принятия законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования регулирования предпринимательской деятельности» планируется продолжить работу по внесению соответствующих изменений в нормативные правовые акты, регламентирующие данный вид деятельности.

 

[1]«Об утверждении квалификационных требований и перечня документов, подтверждающих соответствие им, для осуществления деятельности в сферах обеспечения информационной безопасности и специальных технических средств, предназначенных для проведения оперативно-розыскных мероприятий» (Зарегистрирован в МЮ РК 17 марта 2015 года № 10473);

[2]«Об утверждении стандартов государственных услуг, оказываемых КНБ РК» (зарегистрирован в МЮ РК 16 июня 2015 года № 11360)

[3]«Об утверждении регламентов государственных услуг, оказываемых КНБ РК» (зарегистрирован в МЮ РК 30 июня 2015 года № 11509)

[4] Данные приведены без учета деятельности Пограничной службы КНБ Республики Казахстан

Дата публикации: 16.03.2018