Телефон доверия
Телефон доверия
110
Телефон доверия
110
Телефон доверия

Стиль для блока Другие новости

Меню
X
11.07.2013

Необходимость  улучшения координации усилий всех государственных структур и органов  местного самоуправления в деле противодействия терроризму ни у кого не  вызывает сомнения. Вопрос был только в том - в какой форме это будет  происходить.

24  июня 2013 года Главой государства подписан Указ № 588 «Об утверждении  Положения об Антитеррористическом центре Республики Казахстан».

Образованный  Антитеррористический центр (АТЦ) Республики Казахстан призван  возглавить и координировать усилия государства и общества в  противодействии с главными угрозами национальной безопасности для любого  государства терроризмом и экстремизмом.

О  том, как будет работать Центр, нам вкратце рассказал Председатель  Комитета национальной безопасности Республики Казахстан Нуртай АБЫКАЕВ.

-  Нуртай Абыкаевич, борьбу с терроризмом государственные органы у нас в  стране ведут не первый год. Как организовывалось их взаимодействие до  создания Антитеррористического центра Республики Казахстан?

- Противодействие  современным угрозам и вызовам времени является ключевым и приоритетным  направлением обеспечения национальной безопасности. Поставить надежную  защиту можно только совместными усилиями

Поэтому  Главой государства в 2003 году было принято решение о консолидации  работы государственных органов под эгидой созданного  Антитеррористического центра КНБ.

В  формате Межведомственной координационной комиссии (МКК) АТЦ КНБ с  участием 8 министерств и ведомств была сконцентрирована работа по  решению узловых проблем взаимодействия и внедрению единых подходов к  организации антитеррористической деятельности. При необходимости к работе привлекались и другие министерства и ведомства.

Относительно  регионального уровня. В областных и районных центрах, столице и  г.Алматы также действовали аналогичные структуры – Координационные  комиссии АТЦ при территориальных органах Комитета национальной  безопасности.

АТЦ  КНБ непосредственно участвовал в создании правового барьера на пути  проникновения проявлений терроризма и экстремизма, что позволило  законодательно закрепить практически все аспекты противодействия  террористическим угрозам. При этом особое внимание уделялось  информационной и пропагандистской составляющей антитеррористической  деятельности. Было важно сформировать в обществе устойчивое неприятие  идеологии терроризма и экстремизма.

В  рамках совершенствования форм взаимодействия государственных органов в  целом по стране под эгидой АТЦ Комитета ежегодно проводится более 400  разноплановых учебных мероприятий антитеррористической направленности.

- Как решались АТЦ вопросы международного сотрудничества?

Совершенствование  национального законодательства позволило обеспечить полноценное  выполнение международных обязательств республики. Проведена большая и  важная работа по судебному запрету деятельности 15 террористических и 3  экстремистских зарубежных организаций. По инициативе АТЦ решением Совета  Безопасности ООН запрещенный в Казахстане «Жамаат моджахедов  Центральной Азии» («Союз исламский джихад») включен в консолидированный  список террористических организаций.

На  сегодня эффективно действует налаженный механизм взаимного  информирования и проведения совместных мероприятий как в рамках  Региональной антитеррористической структуры ШОС, так и Антитеррористического центра СНГ и ОДКБ.

Совместно  сформированы и согласованы перечни террористических и экстремистских  организаций, запрещенных на пространстве данных организаций. В формате  СНГ и ШОС составлены и ведутся единые розыскные реестры лиц, причастных к  терроризму и экстремизму.

Установлены нормальные и деловые контакты с Контртеррористическим и другими профильными комитетами ООН, Антитеррористическим подразделением ОБСЕ.

На постоянном уровне углубляется  сотрудничество с антитеррористическими структурами органов безопасности  и спецслужб со многими иностранными государствами. Сотрудники  компетентных органов Казахстана регулярно обучаются в зарубежных учебных  антитеррористических центрах, проводятся совместные  антитеррористические учения.

- Каково предназначение Антитеррористического центра Республики Казахстан и его отличие от АТЦ КНБ?

Известные  факты проявлений терроризма и экстремизма в нашей стране в 2011 и 2012  годах потребовали внесения соответствующих корректив в работу антитеррористических структур нашей страны.

В этих целях были  внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты по  вопросам противодействия терроризму. В частности, пересмотрены основные  направления противодействия терроризму. Помимо силовых составляющих,  минимизации и ликвидация последствий терроризма самым главным  приоритетом определена профилактика терроризма. При этом особое внимание  уделяется вопросам активного  подключения политико-экономических, правовых, социальных,  воспитательных, пропагандистских и иных мер, осуществляемых  государственными органами.

Четко разграничены полномочия и компетенция в вопросах противодействия терроризму 21 государственного органа.  Ранее компетенция по противодействию терроризму была определена лишь у  6, в основном, силовых структур. Нечеткое определение их функций  отрицательно влияло на качество выстраивания общегосударственного  механизма противодействия терроризму.

Для  координации их деятельности в сфере противодействия терроризму и был  образован Антитеррористический центр Республики Казахстан в новом  формате. Он является правопреемником АТЦ КНБ, и будет функционировать как постоянно действующий консультативно-совещательный орган. Руководит данным Антитеррористическим центром Председатель  Комитета национальной безопасности. Членами являются первые  руководители министерств и ведомств. Все необходимое обеспечение  осуществляется КНБ через Штаб Антитеррористического центра, который  формируется не только из сотрудников Комитета, но и из  прикомандированных уполномоченных представителей государственных  органов, входящих в состав АТЦ РК.

- Что это за структуры?

-  Как я уже упоминал, состав АТЦ увеличен до 23 участников. Это конечно  государственные органы, входившие в прежний АТЦ КНБ. Помимо этого, в  него включены министерства и ведомства, участвующие в организации и  проведении мероприятий по профилактике терроризма, минимизации и  ликвидации последствий терроризма.

- Скажите, какие еще конкретные задачи стоят, если можно сказать, перед обновленным АТЦ страны?

-  Как я уже говорил, в реестре задач центра есть стратегические, куда  входят, прежде всего - подготовка предложений Главе государства по  формированию государственной политики и совершенствованию законодательства по противодействию терроризму.

Координация  работы по разработке концептуальных подходов, определению основных  приоритетов, выработки практических мер для государственных органов и  органов местного самоуправления в указанной сфере входят также в  компетенцию АТЦ. Сюда же можно отнести мониторинг, оценку и  прогнозирование террористических угроз и проявлений; внедрение  передового международного опыта в сфере противодействия терроризму.

На  тактическом уровне АТЦ будет осуществлять координацию деятельности  государственных органов и органов местного самоуправления, оказывать  практическую помощь антитеррористическим комиссиям при акиматах по  профилактике терроризма и экстремизма. Кроме того, Центр будет  осуществлять организацию деятельности Республиканского штаба по борьбе с  терроризмом.

- А на что предполагается обратить особое внимание?

-В  новой редакции Закона РК «О противодействии терроризму» определено  понятие профилактики терроризма и механизмы ее реализации. Для этого, в  частности, предусматривается создание в регионах антитеррористических  комиссий, возглавляемых акимами областей, городов и районов, обладающих соответствующими силами, средствами и финансовыми ресурсами.

АТЦ РК непосредственно будет направлять работу по становлению и функционированию комиссий. Решением политико-экономических,  правовых, социальных, воспитательных, пропагандистских и иных проблем  надеемся убрать предпосылки к вовлечению наших граждан в  террористическую и экстремистскую деятельность.

Необходимо  кардинально перестроить работу по профилактике в сфере противодействия  терроризму непосредственно в молодежной среде. Поскольку выводы  аналитических структур показывают, что основной костяк террористических и  экстремистских группирований составляют молодые люди.

-Как  известно, государственными органами проводится большая работа по  созданию антитеррористической защиты свыше 14 тысячи объектов, уязвимых в  террористическом отношении.

-Меры  по укреплению защищенности объектов жизнеобеспечения, транспортной  инфраструктуры, мест массового скопления населения, административных  зданий государственных органов и других предприятий и организаций это  одна из главных задач в общей системе профилактики совершения актов  терроризма.

Режимно-пропускные  и охранные меры ряда объектов административного значения и мест  массового скопления населения на сегодня не достигли желаемого уровня.

Руководство  и персонал предприятий и организаций, а также охранных структур должны  четко представлять важность организации первичных действий при  реагировании на нештатные ситуации террористического характера.

С  учетом имеющихся проблем, в настоящее время проводится соответствующая  работа. Согласно компетенции, функции организации и контроля состояния  антитеррористической защищенности объектов, уязвимых в террористическом  отношении, законодательно закреплены за Министерством внутренних дел. И МВД совместно со Штабом АТЦ разрабатывается типовой паспорт защищенности  объектов и их перечня. Кроме прорабатывается механизм и необходимые  организационные и профилактические мероприятия по усилению мер  защищенности данных объектов с их законодательным закреплением.

Таким  образом, создание АТЦ страны своевременно и ее деятельности будет  направлена на формирование эффективной и надежной системы в борьбе с  таким глобальным явлением каковым является терроризм.

Нуртай Абыкаевич, спасибо Вам за интервью.