Телефон доверия
Телефон доверия
110
Телефон доверия
110
Телефон доверия
Меню
X
Комитет национальной безопасности - спецслужба суверенного Казахстана

Орумбаев С. – кандидат исторических наук, доцент

Августовский путч и последовавший вслед за этим распад СССР поставил Казахстан перед необходимостью выбора собственного пути развития, который был сделан 16 декабря 1991 года - Республика провозгласила себя независимым, демократическим и правовым государством. Геополитическое и геостратегическое положение Казахстана настойчиво диктовало поиск оптимальных путей решения глобальных проблем суверенизации: обеспечения безопасности, сохранения государственности и территориальной целостности.

В этой связи особенно актуальными прозвучали слова первого всенародно избранного Президента нашей страны Н.А. Назарбаева, высказанные им в Послании народу Казахстана “Казахстан-2030” о том, что первоочередным долгосрочным приоритетом является национальная безопасность. “Приоритетность безопасности очевидна: если страна не сохранит ее, у нас попросту не будет возможности говорить о планах устойчивого развития”, - отмечалось в Послании. .

В этих непростых и во многом не имевших ранее аналогов условиях подразделениям и органам национальной безопасности республики пришлось одновременно решать ряд сложных задач. Прежде всего, велась напряженная работа по скорейшему становлению Комитета национальной безопасности как самостоятельной спецслужбы независимого Казахстана. Принимались неотложные меры по реформированию подразделений и органов КНБ, определению в законодательном порядке его роли и места в общей системе сил обеспечения безопасности страны, создавалась правовая основа деятельности, исключающая в будущем нарушения конституционных прав и свобод граждан.

В сложный для суверенного Казахстана период становления, как никогда, возросло значение национальных органов безопасности, предназначенных в пределах предоставленных им полномочий, обеспечивать безопасность личности и общества, защиту конституционного строя, государственного суверенитета и территориальной целостности страны, ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала.

В сложившейся ситуации в соответствии с Декларацией о государственном суверенитете и Законом РК “О собственности в Республике Казахстан” 19 декабря 1991 года Комитет государственной безопасности Республики Казахстан постановлением Кабинета Министров признан правопреемником союзно-республиканского органа управления КГБ СССР в республике.

13 июля 1992 года Комитет государственной безопасности Республики Казахстан Указом Президента страны преобразован в Комитет национальной безопасности Республики Казахстан.

Историческое значение имело принятие 20 июня 1992 года Закона РК “Об органах национальной безопасности Республики Казахстан”, закрепившего правовую основу деятельности самостоятельной спецслужбы суверенного государства и способствовавшего становлению институтов общей системы безопасности страны. Данный Закон явился первым открытым правовым актом, дающим возможность гражданам республики иметь достаточно полное представление о системе органов национальной безопасности, их компетенции и принципах деятельности.

21 декабря 1995 года во исполнение положений новой Конституции Президентом страны издан Указ, имеющий силу Закона, “Об органах национальной безопасности Республики Казахстан”. Этот законодательный акт четко определил роль и место органов национальной безопасности в общей системе обеспечения безопасности страны, их назначение, задачи и компетенцию.

В 1998-2001 годах в составе Комитета национальной безопасности было образовано ряд ведомств, в связи с чем в Законе определились их статус и место. Кроме того, в связи с созданием Пограничной службы Комитета национальной безопасности на органы национальной безопасности возложена задача и обязанности по охране и защите государственной границы Республики Казахстан.

Подготовленные во взаимодействии с различными инстанциями государственных органов и принятые Законы РК “О национальной безопасности”, “Об оперативно-розыскной деятельности”, «О борьбе с коррупцией», «О борьбе с терроризмом», «О государственных секретах» и другие обеспечили легитимность деятельности Комитета национальной безопасности. За сравнительно короткий срок были также внесены и учтены законодателем предложения в проекты Уголовного, Уголовно-процессуального кодексов Республики Казахстан и ряд других законодательных актов, затрагивающих интересы безопасности страны. Разработаны Концепции разведывательной и контрразведывательной деятельности, информационной безопасности, кадровой политики и аналитической работы. Выработаны стратегия и тактика по многим важным вопросам оперативно-розыскной деятельности, приняты меры к совершенствованию ведомственной нормативной базы.

В процессе своего развития за прошедшее десятилетие органы национальной безопасности в соответствии с политическими установками Президента страны и происходящими в республике политическими и экономическими преобразованиями, неоднократно претерпели структурные и функциональные изменения. Эти меры были направлены, прежде всего, на эффективное решение возложенных на КНБ задач и исходили из интересов и потребностей суверенного Казахстана.

С обретением Казахстаном независимости изменилась и общая концепция разведывательной и контрразведывательной деятельности казахстанских спецслужб. С учетом произошедших изменений в обществе, положения суверенного государства на международной арене, потребовалась разработка принципиально новой стратегии национальной безопасности с соответствующим ей правовым обоснованием деятельности специальных служб.

В сентябре 1998 года Указом Президента страны Служба внешней разведки "Барлау" была введена в состав Комитета национальной безопасности с сохранением статуса ведомства. Это решение направлено на повышение качественной отдачи от принимаемых совместных мер разведки и контрразведки в получении значимой для страны информации.

Все более возрастает авторитет разведки в инстанциях, повышается их заинтересованность в активном использовании возможностей органов национальной безопасности в реализации политических и экономических задач, о чем свидетельствуют поступающие ежегодно в КНБ РК положительные отзывы на эффективно реализованные разведывательные материалы от заинтересованных инстанций. По отзывам потребителей специальной информации, ряд материалов позволил своевременно вносить коррективы в разрабатываемые законодательные акты, политические и экономические шаги республики на международной арене, способствовал заключению выгодных для республики соглашений с иностранными фирмами и финансовыми институтами, тем самым, предотвратив возможный экономический ущерб.

Добытые разведывательные сведения и проведенные специальные мероприятия, в том числе в условиях заграницы, в ряде случаев повлияли на принятие важнейших внешнеполитических решений, позволили сэкономить стране сотни миллионов долларов, способствовали привлечению в экономику и социальную сферу Казахстана немало иностранных инвестиций.

Контрразведывательная работа с первого дня существования органов национальной безопасности, как спецслужбы суверенного государства, направлена на противодействие активности иностранных разведок по сбору информации практически обо всех важнейших сферах жизни нашего государства. Решаются вопросы по предупреждению утечки государственных секретов и сохранности государственных тайн. При активном участии КНБ разработан и принят Закон РК “О государственных секретах”, который позволил привести в соответствие с требованиями дня нормативную базу режимно-секретной деятельности.

Принятые меры позволили вскрыть деятельность ряда иностранных спецслужб и создать условия для сдерживания их активности, взять под контроль действия некоторых выявленных и разоблаченных агентов и кадровых сотрудников зарубежных спецорганов. Впервые в истории КНБ Республики Казахстан были возбуждены и расследованы уголовные дела о шпионаже и государственной измене. Осуждено несколько граждан республики за совершенные преступления против основ конституционного строя и безопасности государства.

Необходимость организации эффективной защиты экономики страны потребовала в свое время создания в структуре КНБ Департамента экономической безопасности. Его усилия, в первую очередь, были направлены на своевременное добывание информации о негативных процессах и фактах, наносящих ущерб экономике страны. Кроме того, на подразделения и органы КНБ было возложено необходимое сопровождение государственных экономических программ, содействие проводимым реформам, защита финансово-банковской системы от внешних и внутренних угроз. Таким образом, Комитет национальной безопасности стал вносить определенный вклад в дело оздоровления экономики страны, обеспечения экономической независимости государства.

Мероприятия по обеспечению экономической безопасности в первую очередь ориентировались на защиту интересов страны в сфере внешнеэкономической деятельности.

Серьезный экономический ущерб государству наносят широко распространенные нарушения в кредитно-финансовой системе. В 1995 году пресечена преступная деятельность руководящих работников коммерческих банков “Табыс” и “Казагропромбанк”, которые, используя несовершенство законов и отсутствие контроля со стороны вышестоящих органов, через подставные фирмы похитили 114 млн. тенге. По уголовному делу о финансовых нарушениях в деятельности “Туранбанка” в том же году привлечен к уголовной ответственности ряд его руководителей. В результате реализации комплекса оперативно-розыскных и следственных мероприятий выявлена и арестована организованная преступная группа, пытавшаяся распространить на мировом рынке ценных бумаг фальшивые гарантии Национального банка Республики Казахстан на общую сумму 6,5 млрд. долларов США. Во взаимодействии со Службой безопасности Украины за незаконные финансовые операции по обналичиванию крупных валютных средств через банки Израиля и Бельгии задержан и впоследствии осужден Алматинским городским судом представитель украинской фирмы “Помощь”. Выявлены и пресечены международные аферы мошенников из Нигерии, Испании, Голландии, стремившихся получить из Казахстана под предлогом совместных финансовых сделок до 50 млн. долларов США. /5/. И таких примеров, свидетельствующих об эффективной деятельности контрразведывательных подразделений по обеспечению экономической безопасности, можно привести немало.

В 90-е годы произошел значительный рост “экономической контрабанды” - незаконного вывоза за границу стратегического сырья, энергоносителей, металлов, других ресурсов. Контрабанда приобрела характер незаконных экспортных операций, в нее широко вовлекались государственные, коммерческие предприятия, а также преступные группировки и отдельные лица. Так, не был допущен в свое время вывоз по поддельным документам ИЧП “Стимул” (г. Москва) в Россию 422 800 тонн мангистауской нефти на общую сумму 16 млн. долларов США. Во взаимодействии с УФСБ Российской Федерации по Новосибирской области арестована межрегиональная преступная группа (18 чел.), занимавшаяся хищением в Восточно-Казахстанской области радиоактивных материалов, редких и редкоземельных материалов и их вывозом в Россию. Предотвращен незаконный вывоз немецкой фирмой “Халдел” со склада государственных резервов, расположенного на территории АО “Белогорский ГОК” в той же области 11,8 тонн танталового концентрата на общую сумму 400 тысяч долларов.  

В период с начала 1996 года по апрель 1997 года органы национальной безопасности во исполнение Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Казахской ССР и Республики Казахстан” от 25 декабря 1995 года, активно включились в работу по борьбе с должностными преступлениями. В их ряду коррупция – преступление, способное нанести не только экономический, но и морально-политический ущерб нашей стране. По многим своим параметрам она затрагивает интересы национальной безопасности республики. Именно поэтому руководством страны значительная часть работы по противодействию коррупции была возложена на органы национальной безопасности.

Указом Президента Республики Казахстан от 5 ноября 1997 года полномочия упраздненного Государственного следственного комитета по борьбе с организованной преступностью, связанной с коррупцией лиц, занимающих ответственные государственные должности, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, специальных служб и судей, были переданы Комитету национальной безопасности. Новым Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан, вступившим в силу с 1 января 1998 года, указанная категория преступлений была отнесена к надзору органов национальной безопасности.

Во исполнение установок Главы государства в КНБ и его территориальных органах были образованы специальные подразделения для борьбы с этим антисоциальным явлением. Укреплены и расширены задачи следственных подразделений. При активном участии Комитета 2 июля 1998 года принят Закон РК “О борьбе с коррупцией”, благодаря которому правоохранительные и специальные органы получили действенный механизм выявления и пресечения фактов коррупции и связанной с ней организованной преступности. Для усиления работы в этом направлении во взаимодействии с инстанциями государственных органов были разработаны Государственная программа борьбы с коррупцией и Стратегия борьбы с наркоманией и наркобизнесом вплоть до 2005 года.

Эти меры позволили привлечь за совершение коррупционных преступлений к уголовной ответственности и осудить ряд лиц, занимавших ответственные государственные должности, в том числе и в высших эшелонах власти. В борьбе с незаконным оборотом наркотиков перекрыты десятки транзитных каналов их контрабанды (наркотрафиков) через территорию Казахстана. У преступников изъято несколько особо крупных партий сильнодействующих наркотических средств, таких как кокаин и героин. Осуществляются широкие профилактические мероприятия по ограждению общества от этого опасного “зелья” и социального “недуга”.

Все более обостряется проблема борьбы с международным терроризмом и религиозным экстремизмом. Особую актуальность она приобрела с осложнением ситуации в центрально-азиатском регионе. Приняты разработанные Комитетом Закон РК “О борьбе с терроризмом” и Государственная программа борьбы с терроризмом и иными проявлениями экстремизма и сепаратизма, которые явились конкретным руководством к действию, позволившим при координирующей роли КНБ объединить усилия всех силовых структур против наиболее опасной для безопасности страны угрозы.

В условиях обострения ситуации в мире, связанной с активизацией деятельности международных террористических и религиозно-экстремистских организаций появилась настоятельная необходимость принятия мер по предупреждению терроризма. В этой связи 19 февраля 2002 года принят Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам борьбы с терроризмом». В соответствии с ним внесены изменения и дополнения в Уголовный и Уголовно-процессу-альный кодексы РК, в Законы РК «Об оперативно-розыскной деятельности» и «О борьбе с терроризмом».

Таким образом, законодательная база борьбы с терроризмом, инициированная Комитетом в инстанциях, значительно обновилась в сторону ужесточения наказания за терроризм, в том числе и международный, конкретизации понятийного аппарата и норм законода-тельных актов с учетом правоприменительной практики и опыта других государств. Представляется, что принятые нормотворческие меры значительно сузят круг потенциальных фигурантов противоправной деятельности, пытающихся реализовать свои преступные планы с использованием методов террора.

Совершенствуется тактика действий по предупреждению и пресечению террористических и экстремистских проявлений, осуществляются профилактические мероприятия по недопущению социальных и межнациональных конфликтов, оказывается содействие государственным органам в поддержании общественно-политической стабильности в обществе. Принятые организационные и практические меры позволили пресечь в ряде городов республики противоправную деятельность членов религиозно-экстремистской организации “Хизб-ут-Тахрир” и сепаратистско-террористической - “ШАТ”, привлечь к уголовной ответственности, осудить за распространение идей так называемого «воинствующего ислама» и выдворить из страны миссионеров из Египта и Судана, пресечены попытки эмиссаров радикального религиозного объединения «Таблиги Джамаат». В городах Кентау и Туркестан задержаны пять человек, распространявшие листовки религиозно-экстремистской партии «Хизб-ут-Тахрир».

Комитетом национальной безопасности наработан определенный опыт борьбы с терроризмом. Об этом свидетельствуют примеры освобождения в г. Чимкенте заложников в 1992 году, задержания и депортации из г. Алматы в 1995 году пяти членов террористической группировки “непримиримой” таджикской оппозиции, причастных к убийству российских военнослужащих, ареста и осуждения в 1996 году группы граждан РК, заложивших взрывное устройство в коммуникационный колодец линий связи. В 2000 году оперативными мерами выявлен, задержан и передан правоохранительным органам России гражданин Российской Федерации Зиявутдинов – один из непосредственных исполнителей крупного террористического акта в городе Буйнакске.

Несмотря на то, что до настоящего времени явных террористических актов, имеющих политическую основу на территории страны не отмечено, тем не менее, геополитическое положение Казахстана, находящегося на стыке Европы и Азии, мусульманского и христианского миров, а также “прозрачность” границ со странами СНГ и расширение каналов сотрудничества со многими государствами, в том числе с теми, на территории которых действуют наиболее организованные экстремистские группировки, способствует втягиванию республики в сферу интересов международных террористических организаций. Имели место случаи покушения на акты политического экстремизма и террористических приготовлений на востоке страны.

В условиях дальнейшего обострения криминогенной обстановки в республике, увеличения числа дерзких преступлений с использованием огнестрельного оружия, взрывных устройств, практики так называемых “заказных убийств”, актуальным для органов национальной безопасности продолжает оставаться вопрос борьбы с криминальным терроризмом. Совместно с другими правоохранительными органами Комитет национальной безопасности постоянно участвует в реализации комплексных мероприятий по розыску террористов и других преступников, совершающих особо дерзкие и тяжкие преступления.

Одним из этапов реформирования органов национальной безопасности явилась реорганизация в июне 1999 года Сил охраны государственной границы Вооруженных Сил РК в Пограничную службу КНБ Республики Казахстан и высшего пограничного командного училища в Военный институт КНБ РК. Возвращение Пограничных войск в подчинение Комитета национальной безопасности было обусловлено, прежде всего, требованием складывающейся обстановки, общностью выполняемых задач по обеспечению национальной безопасности страны в современных условиях.

С самого начала деятельности Пограничной службы в составе Комитета национальной безопасности были приняты практические шаги к комплексному использованию сил и средств пограничников в решении поставленных перед КНБ задач, в первую очередь, по борьбе с терроризмом, религиозным экстремизмом, контрабандой и незаконной миграцией.

На укрепление границы Казахстана по всему ее периметру направлена разработанная Комитетом и утвержденная Указом Президента страны Программа формирования и обустройства государственной границы.

Развитие ситуации в сфере военной безопасности потребовало усиления контрразведывательного обеспечения Вооруженных Сил Республики Казахстан. Остро встал вопрос об ограждении военной структуры от разведывательных устремлений зарубежных разведок, оказании содействия военному командованию в обеспечении сохранности вооружения, их мобилизационной и боевой готовности.

В результате принимаемых совместно с правоохранительными органами мер ежегодно выявляется и пресекается значительное количество фактов хищения оружия, боеприпасов и военного имущества, злоупотреблений служебным положением, утрат секретных материалов и документов, других правонарушений и предпосылок к ним.

С обретением суверенитета в республике началась целенаправленная реорганизация правительственной связи. Само обеспечение правительственной связи превратилось в систему, противостоящую любым попыткам шпионажа, утечке информации государственной важности, а также надежно защищенную от преднамеренного навязывания ложной информации. Подразделения Службы оснащены современными техническими средствами связи, способными обеспечить полную безопасность и защиту правительственной связи от несанкционированного вмешательства со стороны заинтересованных в получении конфиденциальной информации специальных служб иностранных государств.

Главным условием успешного решения стоящих перед органами национальной безопасности задач является воспитание профессионально подготовленных кадров. Этому способствует принятая в системе КНБ концепция кадровой политики, реализация которой представляет собой трудный и длительный процесс. Тем не менее, проводится значительная работа по определению прогнозной потребности подразделений и органов Комитета в высококвалифицированных специалистах, в том числе по узким специальностям, направлениям, линиям и участкам работы, а также связанной с этим подготовкой и переподготовкой кадров, повышением их квалификации.

Закономерным результатом процесса формирования образовательной системы органов национальной безопасности, явилось создание Института КНБ. Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев оценил Институт КНБ как учебное заведение, которое по праву выдвинулось в ряд наиболее элитных вузов республики, подчеркнув необходимость и важность его дальнейшего укрепления и развития.

В мае 1999 года в соответствии с Указом Президента страны Институт КНБ был преобразован в Академию Комитета национальной безопасности Республики Казахстан. Сегодня Академия КНБ является специальным, многопрофильным ведущим учебным заведением, научным и методическим центром в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих и оперативных работников органов национальной безопасности.

Образовательная деятельность Академии направлена на подготовку квалифицированных специалистов-контрразведчиков, владеющих государственным и иностранными языками, научно-педагогических кадров, переподготовку руководящего состава органов безопасности. Кроме того, на организацию и проведение научных исследований по проблемам обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан, повышение квалификации руководящего и оперативного состава.

После неоднократных реорганизаций вновь возвращен в систему органов национальной безопасности Военный институт КНБ Республики Казахстан. Это старейшее военно-учебное заведение со славными боевыми традициями, располагает значительной учебно-материальной базой по подготовке, переподготовке и повышению квалификации офицеров-пограничников, что особенно важно в нынешних условиях, когда остро назрела необходимость укрепления южных и восточных рубежей нашей страны.

Выпускников института отличают высокий профессионализм, преданность воинскому долгу и забота о подчиненных. Нет, наверное, участка государственной границы не только в Республике Казахстан, но и в странах Содружества, где бы ни служили его выпускники. Находясь на должностях от начальников застав до командующих пограничными войсками, они и сегодня с честью продолжают нести славные боевые традиции Военного института, старших поколений офицеров-пограничников.

Руководство КНБ и кадровый аппарат значительные усилия направляют на воспитание у работников органов национальной безопасности казахстанского патриотизма и глубокого чувства служебно-воинского долга, сплочение коллективов на основе интернационализма, соблюдение высоких морально-нравственных принципов и привитие сотрудникам необходимых деловых и личностных качеств. Немалую роль в этом сыграл Указ Президента республики от 23 мая 1997 года “О символах и ведомственных наградах органов национальной безопасности Республики Казахстан”, которым утверждены символика Комитета - флаг, эмблема и знаки отличия. Высоко оценив роль Комитета в решении задач по обеспечению национальной безопасности, Президент страны Н.А. Назарбаев своим Указом от 27 мая 2002 года № 882 ввел дополнительные ведомственные награды.

Современный облик работника КНБ неотделим от облика гражданина нашего общества. Вместе с тем ему присущи и некоторые специфические черты, обусловленные особым характером его деятельности. Это и беззаветное служение своей Родине, твердые мировоззренческие установки, позволяющие каждому сотруднику четко ориентироваться в политической и оперативной обстановке, правильно оценивать происходящие в обществе перемены, добиваться ясного понимания своей роли в их осуществлении, выбирать наиболее верные пути решения стоящих задач.

На всех этапах развития органов национальной безопасности напряженно трудятся подразделения обеспечения оперативно-служебной деятельности органов национальной безопасности, которые, несмотря на сложные материальные и финансовые затруднения принимают все зависящие от них меры для создания условий по должному функционированию подразделений и органов КНБ. Так, благодаря принятым подразделениями обеспечения организационным и практическим мерам в сжатые сроки в соответствии с Указом Президента РК от 14 сентября 1995 г. № 2457 “О столице Республики Казахстан” осуществлена передислокация центрального аппарата Комитета и его подразделений в новую столицу Казахстана. Подготовлены и отремонтированы административные здания, оборудованы служебные помещения, сданы в эксплуатацию жилые дома и общежитие. В целях осуществления военно-физической подготовки и сохранения мобилизационной готовности работников Комитета введен в эксплуатацию и функционирует многоцелевой спортивный комплекс.

Ведущим направлением в реализации получаемых органами национальной безопасности материалов остается профилактическая работа по недопущению нанесения ущерба безопасности республики. В то же время, основываясь на достаточно высоком уровне следственной работы, соблюдается принцип неотвратимости наказания за совершенное деяние. Исходя из того, что успешное решение стоящих задач во многом определяется содержанием организационно-управленческой деятельности, ее стержнем определена работа по существенному улучшению стиля и методов руководства, отлаживанию механизма саморегулирования. Весь личный состав органов национальной безопасности ориентируется, прежде всего, на оценки и выводы относительно эффективности и полезности работы подразделений и органов КНБ, которые дает им руководство страны.

Главный итог принятых в период становления и дальнейшего развития органов национальной безопасности организационных и практических мер заключается в том, что удалось обеспечить надлежащий контроль над оперативной обстановкой, органически вписаться в происходящие преобразования в стране и внести определенный вклад в решение задач по обеспечению национальной безопасности Республики Казахстан.

Сегодня деятельность органов национальной безопасности подчинена, прежде всего, задачам предупреждения преступлений, направленных как против государства, так и отдельной личности. При этом каждый сотрудник и руководитель нацелены на то, чтобы выполнять свою работу в рамках установленной для органов национальной безопасности компетенции.

В современных условиях деятельность подразделений и органов КНБ стала более открытой для общественности. В этих целях активизирована работа пресс-службы Комитета, все более прочными становятся деловые связи со средствами массовой информации. Регулярно работают в системе Комитета “телефоны доверия”, открыт веб-сайт КНБ РК в глобальной сети Интернет. При этом важная роль отводится укреплению связи с народом, достижению того, чтобы люди ясно понимали: усилия органов национальной безопасности направлены на обеспечение безопасности личности, общества и государства.

Сказанное базируется на сохранении традиционных устоев органов национальной безопасности, каковыми являются законность и профессионализм. Только сплав компетентности, творчества и дисциплины дает тот уровень профессионализма, который позволяет целенаправленно решать многоплановые задачи по обеспечению безопасности страны.

За прошедший период становления и развития в основном созданы необходимые предпосылки к совершенствованию оперативно-служебной деятельности подразделений и органов КНБ, имеется реальный интеллектуальный потенциал способный решать сложные и ответственные задачи по обеспечению национальной безопасности нашей Родины.

Дата публикации: 02.03.2017